Друзья природы

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников

Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – развитие экологической культуры как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки. Это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.

Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект, т.е. очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Стратегические задачи:

· расширение и углубление экологических представлений детей дошкольного возраста;

· развитие у детей дошкольного возраста эмоционально-ценностного отношения к природе;

· формирование у детей дошкольного возраста мотивов и умений экологически целесообразной деятельности.

Методы экологического воспитания дошкольников

Существует множество методов, приемов и средств экологического воспитания детей дошкольного возраста. Их первичная классификация может выглядеть следующим образом.

Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр кинофильмов. Эти методы наиболее эффективны, поскольку они соответствуют познавательным возможностям дошкольников.

Практические методы: моделирование, игры, простые опыты. С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами.

Словесные методы: беседа, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и воспитателя. Основная их функция – расширение знаний о природе, а также формирование положительного отношения к ней.

Нормативно-правовые документы при работе с детьми по экологическому воспитанию:

ПЕДАГОГАМ:

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОВОДИМЫЕ В ДОУ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ:

Праздник леса

Наблюдение за природой

Досуг "Вышла курочка гулять"

12 ноября - Синичкин день

15 ноября - Всемирный день вторичной переработки

День медведя

"Огород на подоконнике"




Прикрепленные файлы

pdf
План работы по экологическому воспитанию на 2023-2024 учебный год.pdf 829,5 Kb 19.12.2023

Фотогалерея